Младший школьный возраст физиологи называют латентным, спокойным, потому что для него характерны относительно равномерные рост и развитие всех органов и систем.
Ежегодная прибавка в росте составляет 4—5 сантиметров, в массе тела — 2—3 килограмма.
Организм как бы накапливает силы перед следующим, едва ли не самым сложным периодом в жизни человека — периодом полового созревания.
С 11 —12 лет начинается второй этап бурного роста тела в длину. За год ребенок может вырасти на 6—10 сантиметров. Масса тела увеличивается на 3—5 килограммов ежегодно.
Снова меняются пропорции телосложения — из-за быстрого роста в длину конечностей, опережающих удлинение остальных частей тела.
Ребенок становится нескладным, его движения кажутся замедленными, нечеткими. Увеличивается общая масса мышц, их сила.
Наблюдаются характерные особенности в развитии сердечно-сосудистой системы, которая несколько отстает от общих темпов роста всего организма.
Дети иногда жалуются на боли в сердце, быструю утомляемость, головные боли. Эти симптомы не вызваны каким-либо заболеванием, а лишь временными возрастными сдвигами, со временем они проходят.
Отмечено, что дети, занимающиеся спортом, закаливанием, соблюдающие режим дня, подобных нарушений не испытывают.
Препубертатный период характеризуется началом изменения строения тела, по женскому типу у девочек, по мужскому — у мальчиков.
Естественно, что коренная перестройка организма у препубертатном и пубертатном периодах не может не сказаться на деятельности центральной нервной системы. Недаром подростковый возраст называют «трудным».
Девочки становятся капризными, плаксивыми, апатичными или, напротив, неестественно возбужденными.
Мальчики замкнуты, угрюмы, грубы. И тем и другим свойственны резкие смены настроения, вспышки раздражения, неадекватная реакция на самые обычные ситуации.
Родители часто считают, что ребенок так резко изменился под влиянием «улицы, плохих друзей» и т. д., пытаются поправить дело упреками, нотациями.
Причина же здесь в том, что центральная нервная система ребенка в этот период также претерпевает «болезнь роста». Возбуждение коры головного мозга возникает не только в ответ на внешние, но и на внутренние раздражители: усиленную выработку гормонов, временные функциональные нарушения в работе внутренних органов и т. д.
Активизируется работа подкорковых центров, руководящих инстинктами и эмоциями организма человека. В то же время несколько ослабляется процесс торможения, подростку становится трудно «управлять собой».
Неправильное поведение старших усугубляет, закрепляет эту непростую для подростка ситуацию.
Родители, учителя должны тактично, доброжелательно объяснять подросткам причины подобных срывов, убеждать в необходимости помочь своему организму: контролировать и объективно оценивать свое состояние, облегчать его физической деятельностью, занятиями спортом.
При правильном подходе окружающих подросток благополучно преодолевает этот сложный для него период.
К 17—18 годам, когда организм почти окончательно сформирован, стабилизируется и деятельность центральной нервной системы.